• Главная
  • Новости
  • Кому выгоден арест Карлоса Гона и что будет с альянсом Renault-Nissan дальше?

Кому выгоден арест Карлоса Гона и что будет с альянсом Renault-Nissan дальше?

Что происходит с Renault после ареста Гона, какие премьеры готовит производитель и как в Минске владельцы собирались

Мы уже писали о задержании в Японии одного их ключевых топ-менеджеров автопрома Карлоса Гона. Как реагируют на арест большого босса французы и японцы и кому вообще выгодна вся эта история? Давайте посмотрим.

Carlos Gon55

Как Renault и Nissan отреагировали на арест Карлоса Гона

Совет директоров Renault признал задержанного Гона «временно недееспособным», но сохранила за ним все руководящие посты. В «смутное» время функции президента Renault переложили на ее операционного директора Тьерри Боллоре.

Carlos Gon2

Председателем совета директоров компании временно будет Филипп Лагайет - он будет регулярно собирать совет, чтобы защитить интересы компании и устойчивость альянса. Также Renault попросила у Nissan материалы внутреннего расследования в отношении топ-менеджера.

Другим путем пошло руководство Nissan Motor Co. Компанией руководит Хирото Саикаве, которому в 2017 году Гон передал свои полномочия CEO, оставшись во главе совета директоров.

Carlos Gon4

Сразу после ареста топ-менеджера Хирото Саикаве сделал официальное заявление о своем негодовании и сотрудничестве с прокуратурой в расследованиях махинаций Гона. В тот же день прошел анонимный совет директоров по поводу отставки Гона с поста председателя совета директоров.

Результат - единогласное увольнение с постов председателя правления и уполномоченного директора.  При этом Карлос Гон остается просто директором Nissan Motor Co. От этой должности его может освободить только решение собрания акционеров.

Также Nissan в свете последних событий пересматривает систему денежных выплат и премий внутри компании.

Спустя пару дней ту же схему повторила почти дочерняя компания «Ниссана» Mitsubishi Motors.

Carlos Gon3

Карлос Гон больше не является главой совета директоров «бриллиантов» и смещен с поста уполномоченного директора, но остается простым директором.

Что происходит с Карлосом Гоном сейчас

Всего за неделю самый мощный топ-менеджер автопрома задержан на 10 суток по обвинению в финансовых махинациях и лишен четырех ключевых постов в японских компаниях.

На допросах топ-менеджера в соответствии с местными законами на данном этапе не присутствует адвокат. Японская прокуратура может удерживать Гона три недели, после чего ему предъявят обвинения - шансы на то, что историю замнут, ничтожно малы.

Если вина Гона в сокрытии доходов от работы в Nissan Motor Co.  на сумму порядка 45 млн. у.е. и покупке недвижимости за счет компании будет доказана, ему грозит до 10 лет тюрьмы. Также обвиняют Гона в том, что тот требовал у японцев оплачивать отдых его семьи и платить по 100 тыс. у.е. его сестре за консультационные услуги, которых по факту не было.

Carlos Gon8

Но не был бы Карлос Гон одиозной фигурой, если бы не принимал блестящих решений.

После своего ареста он не сделал ни одного официального заявления, но уже известно, что в качестве адвоката он нанял бывшего руководителя японской прокуратуры. Той самой.

Также интересы Карлоса Гона предстоит защищать крупной американской юридической фирме, которая специализируется на скандальных процессах.

Примечательно также, что японская прокуратура заинтересовалась и фигурой Хирото Саикавы, публично обвинившего Карлоса в махинациях. Вопрос у правоохранителей такой - если директор Nissan знал о деятельности Гона, почему скрывал это годами? И не история ли это борьбы за власть в альянсе?

Кому выгоден арест Гона

Обвинения, которые предъявлены Гону, очень серьезны. Но странно, что информация о махинациях топ-менеджера вообще вышла за пределы Nissan Motor Co.

Примечательно, что арест Гона пришелся на тот момент, когда полным ходом шла подготовка к «необратимому» слиянию Renault и Nissan, которое бы завершилось в течение пары месяцев и превратило альянс в полноценный концерн, способный потеснить GM, Toyota и Volkswagen.

Известно, что против дальнейшего симбиоза альянса выступали японские менеджеры «Ниссана», в частности Хирото Саикаве, отдавший 41 год из своих 65 работе на компанию. В последнее время якобы напряженность между «любимчиком» Гона и собственно Карлосом достигла апогея.

Причины противиться дальнейшему слиянию лежат в русле политики совета директоров Nissan Motor Co., которые всегда жестко противились любой реорганизации не в интересах компании.

Carlos Gon1

На сегодня обе компании, Рено и Ниссан, владеют акциями друг друга. Вот только у Renault 43% пакета японского концерна, в то время как Nissan располагает 15% акций французов и даже не имеет право голосования в принятии ключевых решений. Это при том, что выручка японской компании на 60% выше продаж «Рено», и «Ниссан» хорошо представлен на таких ключевых рынках сбыта, как США и Китай.

Но все может измениться, если «Ниссан» получит больше 25% «Рено» и сможет голосовать - этого достаточно по японским корпоративным законам. С точки зрения французских нормативов, «Ниссан» получит право голоса, если у «Рено» останется меньше 40% акций японского концерна.

Нетрудно догадаться, что слияние альянса фактически поставило бы крест на политике самоопределения «Ниссана», лишив концерн любых управленческих рычагов и утвердив в качестве компании «второго эшелона».

Кроме того, за годы своей карьеры Карлос Гон нажил немало влиятельных врагов.

Carlos Gon6

 

Можно вспомнить историю 2015 года с тогда еще министром экономики Франции Макроном, который пытался увеличить пакет госакций в Renault с 15 до 20%. Карлос Гон всячески препятствовал этому процессу и к 2017 году оттеснил госпакет «Рено» на прежний уровень, лишив правительство Франции влияния над активами компании. Макрон в отместку припомнил Гону его баснословные зарплаты в Renault.

Ссорился Карлос Гон и с Дональдом Трампом - американский президент был недоволен выводом промышленных активов из США и размещением заводов Nissan в Мексике, а топ-менеджер объяснял решение сокращением издержек.

Период правления Гона в совете директоров российского «АвтоВАЗа» в 2013-2016 году тоже не был безоблачным. Вначале ставленник Гона, Бу Андерсон, трансформировал производства и сменил поставщиков, что вызвало ряд недовольств крупных компаний. Затем Карлос стал по аналогии со своим японским опытом продвигать идею массовых сокращений в Тольятти и закрытия «избыточных» производств, что вызвало критику уже политической элиты.

Альянсу быть?

Арест Карлоса Гона фактически ставит крест на росте альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Аналитики считают, что в результате разбирательства японский автопром выделится в независимый национальный промышленный кластер.

Забыты заслуги Карлоса Гона для Nissan, когда тот своей жесткой политикой фактически спас компанию от банкротства. На данный момент в руках «кровавого менеджера» слишком много власти - и эта власть угрожает положению Nissan Motor Co.  в мировом автопроме.

Что касается «Мицубиси», то после покупки пакета акций Mitsubishi против Гона ополчилась Ассоциация автопроизводителей Японии JAMA. Влиятельные группы промышленных кругов Страны восходящего солнца стали переживать о поглощении «Ниссана» и «Мицубиси» французами.

Carlos Gon9

Соответственно быстрое смещение с ключевых постов Карлоса Гона сразу после ареста позволило японцам восстановить контроль над Nissan и Mitsubishi - эпоха «Киллера издержек» и проект по слиянию альянса Renault-Nissan-Mitsubishi, видимо, уже в прошлом.

Штрихи к портрету

Двусмысленное прозвище «киллер издержек» Карлос Гон получил за шоковое спасение Nissan в начале 2000-х.

Прибыв на позицию руководителя концерна в 1999 году, Гон увидел, что проблема не в продукции, а в бюрократизме и раздутых штатах компании. Уже спустя год пять заводов решением совета директоров были закрыты, более 20 тысяч человек оказались безработными - это в Японии-то, с ее системой пожизненного найма.

Следующим шагом стала продажа акций компаний-поставщиков и изменение модельного ряда «Ниссан». После того, как компания выбралась из кризиса и стала показывать прибыль, Гона пригласили в Renault.

Carlos Gon7

В 2005 году Карлос создал взаимовыгодный альянс Renault - Nissan и расширил модельный ряд, открыв миру новый класс машин. Речь идет о разработке Nissan Qashqai. Это сейчас кроссоверы самый популярный класс автомобилей, а тогда в идею «скрестить» хэтчбек с внедорожником вызывали только скепсис журналистов, фокус-групп и автоэкспертов. Но проект был завершен - и выстрелил.

Еще можно вспомнить спорткар Nissan GT-R, который стал легендой еще до появления, или моторы «Ниссан», на которых построено большинство прототипов гонок на выносливость WEC.

В результате в прошлом году альянс Renault-Nissan-Mitsubishi продали 10,6 млн машин, обогнав Toyota и Volkswagen в борьбе за самого крупного автопроизводителя в мире.

  • О планах развития "Рено" до 2022 года читайте здесь

Связаться с нами

+375 29 346-46-35 
viber telegram whatsapp

E-mail: info@prorenault.by

       

Подпишись

Мы находимся

Склад: г. Минск
Долгиновский тракт 51
Режим работы:
ПН-ПТ 9.30-18.00
СБ-ВС по заявительному принципу (по предварительной договорённости с клиентом)

Магазин: г. Минск
улица Тимирязева 114
Авторынок "Ждановичи"
1 ряд, 4 место
Режим работы: 
ВТ-ВС 9.00-16.00